афоризм

АЛГОРИТМ УСПЕШНОЙ АСПИРАНТУРЫ

Обучению в аспирантуре и соискательству учёной степени посвящено много книг, статей и сайтов (примеры: сайт 1, сайт 2, сайт 3, сайт 4, сайт 5, сайт 6). Поэтому на этой странице я постараюсь избегать изложения общих положений учёбы в аспирантуре и соискательства, приводя лишь ссылки на соответствующий материал. Здесь же мы будем говорить конкретно об обучении в аспирантуре в ОрёлГАУ и подготовке диссертации под моим руководством.

Чтобы вы лучше представляли своё положение в общей системе подготовки научных кадров начать учёбу в аспирантуре целесообразно с изучения раздела VI. Аспирантура официального документа "Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г.)".

Возможно, на некоторые ваши вопросы вы сможете получить ответ при прочтении "Памятки аспиранту", подготовленной Отделом аспирантуры и Научно-исследовательской частью ОрёлГАУ.

Вернуться в меню

 

1. Утверждение темы диссертации

Тема планируемого вами исследования должна быть утверждена:
– решением кафедры частной зоотехнии и биотехнологии;
– решением учёного совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины;
– руководством ОрёлГАУ.

 

1.1. Выбор и формулировка темы диссертации

Хорошая статья по данной теме: Владимир Арнольд: "Переориентация науки на «прикладные исследования» приведет к снижению интеллектуального уровня страны".

Я поступал в аспирантуру ИЭМЭЖ АН СССР (ныне ИПЭЭ РАН) им. А.Н.Северцова после двух лет стажировки. Поэтому тема диссертационного исследования и научный руководитель аспирантуры были уже мной определены. Однако вместе со мной поступало в аспирантуру много выпускников вузов текущего года. У них выбор научного руководителя и темы исследований происходил уже после сдачи вступительных экзаменов и прохождения конкурса. В ОрёлГАУ принята иная система – кандидат в аспирантуру выбирает себе и руководителя, и тему исследований ещё до сдачи экзаменов в аспирантуру. Поэтому определиться с темой диссертационного исследования лучше ещё на 3-м, 4-м, в крайнем случае – на 5 курсе, чтобы вы могли сделать по выбранной теме дипломную работу, которую можно будет представить при поступлении в аспирантуру как реферат по выбранной теме. Ещё лучше, если ваша дипломная работа будет настолько серьёзной, что её результаты будут достойны опубликования в научном журнале. Если же обстоятельства сложились так, что вы не были моим дипломником, и на момент поступления в аспирантуру у вас нет научных публикаций, то, планируя поступление в аспирантуру и выбрав меня в качестве научного руководителя, вам будет нужно написать реферат по выбранной теме. О том, как следует писать реферат, сказано на другой странице этого сайта. Там же приведены приблизительные формулировки тем, и рекомендации того, чем следует руководствоваться при выборе темы исследований. Поэтому здесь мы будем исходить из того, что тема вашей работы нами обсуждена и сформулирована.

Сформулированная тема должна быть утверждена на заседании кафедры, учёным советом факультета и руководством университета. Одновременно с утверждением темы обычно утверждается и индивидуальный план работы аспиранта. Его можно утвердить и после утверждения темы. Однако, при утверждении темы вас обязательно будут спрашивать о том, как вы собираетесь её выполнять. Поэтому будет лучше, если к вашему выступлению на заседаниях кафедры и учёного совета вы уже будете иметь чёткий план действий. С него мы и начнём нашу работу.


Вернуться в меню

 

1.2. План индивидуальной работы аспиранта

По сформулированной теме исследований мы с вами составляем общий индивидуальный план вашей работы на 3 (для заочных аспирантов – 4) года и детальный план первого года обучения. Этот план оформляется соответствующим документом в 3 экземплярах с вашими и моими подписями. Затем он заверяется заведующим кафедрой. Один экземпляр вы сдадите в Отдел аспирантуры; по нему руководство университета будет контролировать выполнение запланированных вами работ. Второй экземпляр вы сдаёте мне; по нему выполнение вашего плана аспирантской работы буду контролировать я. Мне обычно достаточно электронной копии плана. В ней я отмечаю все ваши успехи и (не дай бог!) нарушения плановых заданий. Третий экземпляр остаётся у вас – для самоконтроля.

ШуткаСвой экземпляр индивидуального плана работы лучше заключить в рамочку и повесить на стену на самом видном месте - над диваном или кроватью. Каждое утро, после пробуждения и каждый вечер, перед сном, индивидуальный план можно (более того - нужно!) перечитывать вслух – для самомобилизации и поднятия боевого аспирантского духа .

1.2.1. Процедура утверждения темы

Выбранная вами тема исследований выносится на обсуждение кафедры частной зоотехнии и биотехнологии. Эта процедура состоит в следующем. На заседании кафедры вы делаете 10-минутный доклад по выбранной теме. В докладе должны быть чётко указаны:
– актуальность научной проблемы, которую мы с вами планируем исследовать в процессе вашей работы;
– цель планируемого исследования;
– задачи, которые были поставлены перед вами для достижения цели;
– краткая характеристика экспериментальных методов, которые вы планируете использовать для решения поставленных задач;
– краткая структура планируемых экспериментов;
– план выполнения экспериментов;
– ожидаемые результаты исследований;
– план сдачи экзаменов кандидатского минимума.

Все перечисленные пункты должны быть изложены чётко и кратко. И не «по бумажке». При этом вы должны быть готовы к тому, что сотрудники кафедры зададут вопрос, отвечая на который вы должны будете дать более подробную характеристику каждого из пунктов доклада. Поэтому к утверждению темы вам нужно готовиться очень серьёзно.

После утверждения темы исследования на заседании кафедры аналогичная процедура проводится на заседании Учёного совета. Поскольку на Учёном совете обычно утверждают темы исследований нескольким аспирантам, времени на выступление у вас будет ещё меньше (ориентировочно – 5 минут), но на заданные вам членами Учёного совета вопросы вы должны будете, при необходимости, ответить очень подробно.

ШуткаТолько после утверждения темы на заседании учёного совета вы можете назвать себя аспирантом. Можете это событие отметить с родными и друзьями.

Утверждение темы ваших диссертационных исследований руководством университета является уже не вашей задачей, а вашего научного руководителя, т.е. моей.

1.2.2. Отчёт о выполнении индивидуального плана аспиранта

Перед окончанием каждого учебного года аспирант отчитывается в выполнении своего плана. После первого года обучения отчёт аспиранта заслушивается на заседании кафедры. После второго года и перед окончанием третьего года обучения, помимо отчёта на заседании кафедры, аспирант отчитывается либо на заседании учёного совета факультета, либо на специально организованной аспирантской конференции. Обычно это событие происходит в первой половине апреля.

Представление о том, какой объём работы нужно выполнить к концу каждого этапа обучения в аспирантре дают "Критерии аттестации обучающихся в аспирантуре" - очной и заочной. Эти критерии скопированы мною с сайта РУДН.

При невыполнении аспирантом годового планового задания научный руководитель может подать мотивированное заявление руководству университета об отчислении аспиранта из аспирантуры. Должен предупредить, что если невыполнение вами плановых заданий не будет обусловлено уважительными причинами, то заявление о вашем отчислении я подам обязательно. Объясню причины этого.

Если уважительных причин невыполнения плановых заданий у аспиранта нет, то его халатное отношение к своим прямым обязанностям было сознательным. Если руководитель будет «добреньким» и аттестует аспиранта ещё на один год обучения, то очень велика вероятность того, что и следующий год у этого аспиранта окажется также безрезультатным. Такой ленивый аспирант явно не будет способным выйти за защиту диссертации, хотя некоторую толику удовольствий от аспирантуры (в виде дармовой стипендии) он всё же получит. Для научного же руководителя каждый аспирант, не дошедший до защиты диссертации, является ударом по его научной и педагогической репутации. Поэтому от нерадивых аспирантов руководитель будет освобождаться. А чтобы этого не произошло, вам нужно решить для себя одну дилемму...

1.2.3. Дилемма современного аспиранта: «учиться, подрабатывая» или «зарабатывать, подучиваясь»

В январе 2012 года областное правительство утвердило величину прожиточного минимума в регионе за четвертый квартал 2011 года. Его величина в среднем на душу населения составляет 4 966 рублей. Для сравнения - в третьем квартале прошлого года прожиточный минимум был равен 5 049 рублям.

Стипендия у аспиранта в то же время была равна 2500 рублям. Это в 2 раза меньше прожиточного минимума. На такие деньги прожить было невозможно. В настоящее время стипендию аспиранта подняли до 6 тысяч. Жить аспирантам стало лучше, жить стало веселее! Но большинству аспирантов всё равно придётся ещё и работать. Это – печальная необходимость. К сожалению, опыт показывает, что для большинства аспирантов подработка превращается в основной вид деятельности и, как следствие, приводит к невыполнению индивидуального плана. Однако, основная задача аспиранта всё-таки – выполнение аспирантской программы. Поэтому, для того, чтобы индивидуальный план выполнялся своевременно, я буду вынужден требовать от вас ежедневного присутствия на рабочем месте. Подрабатывать вы можете только по вечерам. Исключение может быть сделано только для тех аспирантов, которые действительно успешно выполняют план работы (но в этом случае я буду вынужден требовать еженедельного отчёта о выполнении плановых работ). Подработка не должна препятствовать выполнению диссертационных исследований. Кстати...

В западных университетах срок аспирантуры пять лет: два года — специальная учебная  программа из последних достижений науки (ее выдерживают отнюдь не все); три года — на написание Thesis (диссертации). Стипендия — около €1 тыс. в месяц (>39 тыс. руб.!!! при потребительских ценах кратно ниже наших - прим. В.Кр.), плюс медстраховка, масса льгот (транспортные, в «столовке» и т.д.). Цитата.


Вернуться в меню

 

2. Этика научного сообщества

Творческая атмосфера в научном коллективе в значительной степени определяется соблюдением этических и нравственных норм, принятых в цивилизованном обществе. К сожалению, далеко не всегда и не всеми эти нормы соблюдаются. Это приводит к конфликтам, которые, в свою очередь, снижают эффективность работы и сотрудников, и коллектива в целом. Избежать этих, совершенно ненужных, проблем в ваших взаимоотношениях с сотрудниками помогут знания практической психологии, особенностей научного творчества и, конечно, правил этикета. Много полезного для себя вы можете почерпнуть из приведённых мной ниже книг. Возможно, и я смогу быть вам полезным в познании этих премудростей…

max-planck Вопросы этики научного сообщества привлекают внимание самых серьёзных учёных. На страницах газеты "Наука в Сибири" обнаружил интересную публикацию, которую предваряли следующие слова начальника Управления организации научных исследований СО РАН В.Д. Ермикова: «Вопросы научной этики часто возникают в жизни научного сообщества, в том числе и нашего. При этом у нас часто действуют некоторые негласные правила, принятые в том или ином институте или в рамках направления наук. Сенат (общее собрание) Общества Макса Планка (Германия) сделал попытку создать нормы научной этики, выполнение которых обязательно для всех ученых, работающих в институтах Общества. Мне кажется, изложение этих норм (в некотором сокращении) на страницах "Науки в Сибири" может быть интересным широкому кругу научных сотрудников... ». Прочесть этот документ следует каждому, кто имеет отношение к научной работе.

Матейко А. Условия творческого труда. Пер.с польск. -М.: "Мир". 1970. -300 с.
Эта книга попала мне в руки только в середине 90-х. Прочти я её раньше - не сделал бы многих ошибок. Прочтите эту книгу. Ещё один адрес для скачивания.


2.1. Практические аспекты этики

Соловьев, Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. Изд. 6-е, перераб. и доп.- М. : Ось-89, 2009.- 208 с.
В популярной и доступной форме изложены основные нормы и правила современного этикета, без соблюдения которых невозможно добиться успеха и поддерживать репутацию делового человека. Рекомендуется в качестве учебного пособия по этике и культуре делового общения. Для широкого круга читателей. Книга, без сомнения, будет полезна каждому, кто мечтает преуспеть в жизни и в делах.


Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник. - М.:"Гардарики", 2005. -302 с.
Издание адресовано студентам и а спирантам, изучающим проблемы фундаментальной и прикладной этики в различных областях знания.


Бакштановский В.И. Прикладная этика: инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров Ч. 1. -Тюмень: Изд-во НИИ ПЭ ТюмГНГУ. 2011. -272 с.


Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учеб. для вузов. -2-е изд. -М.: ИНФРА-М, 2011. -422 с.
В учебнике, подготовленном учеными кафедры управления персоналом Государственного университета управления, излагаются теоретические, методические и практические вопросы этики деловых отношений: природа этики деловых отношений; этика деятельности организации и руководителей; сущность вербального, невербального, дистанционного общения, манипуляций в общении, управления общением; правила деловых отношений; этикет делового человека и деловых отношений. Книга предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов, а также преподавателей дисциплины "Этика деловых отношений". Она может быть полезной руководящему составу и специалистам по управлению персоналом организаций.

Учимся решать проблемы. -М.: Издательство: Companion Group. 2010. 144 с. Книга посвящена навыкам решения проблем.


2.2. Специфика этики научной деятельности

Рисунок

Богатов В.В. Этика в научной деятельности. //Вестник ДВО РАН. 2008. № 1. -с. 144-157


иллюстрация к статьеЯмпольский Ю.П. Этика в науке. //Химия и жизнь. 2009. № 5. -С. 4-7.


2.3. Кодекс научной этики

Приводимый ниже текст является проектом "Кодекса научной этики". Он разработан членами Всеукраинской общественной организации "Украинская федерация ученых". Проект опубликован в международном научном журнале "Наука и науковедение", 2005, №1 (815). Перевод с украинского Светланы Чернозуб. Текст проекта "Кодекса" приведён с некоторыми сокращениями. При цитировании этого материала, пожалуйста, ссылайтесь на первоисточник, а не на мой сайт. Привожу здесь этот текст потому, что российского аналога я не знаю и его поиски в Интернете для меня оказались неудачными.

Введение. Каждый ученый, связавший свой жизненный путь с научной деятельностью, обязан придерживаться известных принципов поведения в научном сообществе. Последние определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности. Их содержание сложилось исторически и уточняется, усовершенствуется самим научным сообществом в соответствии с условиями современности - в связи с возникновением в науке новых этических проблем под воздействием социальных трансформаций. В обобщенном и систематизированном виде принципы поведения ученого с точки зрения морально-этических ценностей составляют своеобразный "Кодекс научной этики".

Украинская федерация ученых на основе обобщения мирового опыта и практики разрешения этических проблем, сложившейся в науке, подготовила этот проект Кодекса научной этики и выносит его на обсуждения широкого круга ученых.

Основные определения

Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.

Этические вопросы в науке могут возникать в силу разных причин:
- из нереализованных идей, которые желательно воплотить в жизнь;
- из конфликтов, в которых следует выступить посредником; - из дилемм, которые необходимо понять и разрешить:
- из необходимости ограничить и исправить сомнительное или непрофессиональное поведение и т.д.
Цель Кодекса этики - не ограничение или наказание, а содействие внимательному и ответственному отношению к ежедневно возникающим ситуациям и проблемам.

Кодекс научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение знаний, вербализует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценностей, свойственных научной деятельности, а также своеобразный каталог тех поступков ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения. Кодекс научной этики основывается на правах и обязанностях научных работников, признанных международным сообществом, и основных принципах:
- стремление к знаниям и поиск истины;
- свобода творчества; коллегиальность;
- подотчетность;
- справедливость и
- честность.

Права и обязанности научных работников

"Рекомендация относительно статуса работников науки", принятая 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г. и ратифицированная правительствами большинства стран внесла серьезный вклад в дело защиты прав работников науки и содействия научному прогрессу.

Основные права и обязанности ученых, сформулированы в этом документе следующим образом:
- принимать активное участие в определении путей развития науки и техники, а также направлений их использования в интересах человечества: анализировать необходимые социальные условия в каждом конкретном случае и информировать общественность о возможных социальных последствиях; участвовать как в подготовке, так и в реализации принятых решений, их контроле и анализе их последствий;
- проводить научные исследования и передавать свои профессиональные знания; вмешиваться и проявлять инициативу при выборе предмета и методов исследования, при обеспечении доступа к источникам информации, необходимой для выполнения своих обязанностей; выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований;
- общаться и обмениваться информацией, полученной как в ходе собственных исследований, так и из внешних источников; сотрудничать и содействовать здоровой конкуренции между работниками науки, распространению знаний в гуманных целях; использовать современные средства коммуникации для обеспечения доступа к научной информации и стимулирования дискуссий, как в рамках научного сообщества, так и в масштабах общества в целом, содействовать конструктивному диалогу с людьми, ответственность которых распространяется на другие сферы (СМИ, политика, экономика и т.п.), чтобы облегчить общественное признание моральной ценности научно-технических достижений;
- создавать, использовать и распространять знания, как индивидуально, так и сообща, благодаря контактам и сотрудничеству - прямая обязанность научных работников перед будущими поколениями;
- обеспечивать свою роль собственной научной деятельностью. Здесь имеется в виду: доверие в процессе работы и признание достижений в научной и общественной деятельности ко всем научным работникам и особенно к молодежи и женщинам; возможность для научных работников, мужчин и женщин, строить свою научную карьеру независимо от семейных и родительских обязанностей, создание равных условий и возможностей для их профессионального роста; вознаграждение в соответствии с квалификацией и результатами работы; - изменять социальное окружение людей и природную среду, считая развитие человека и охрану природной среды определяющими критериями при выборе форм использования научного знания.

Научные работники должны уметь демократическими методами определять условия труда и стиль сотрудничества, принятый в научных организациях.

Продвижение по служебной лестнице должно быть обеспечено такими факторами как знания, квалификация, опыт, продуктивность и эффективность.

Права ученых на получение выгоды от своих оригинальных идей, открытий и изобретений, а также на прибыль от их реализации должны быть защищены законом.

Научная честность

Научная честность обусловливает этические ценности, которыми должны руководствоваться работники науки.

Поскольку стремление к знанию и поиск истины жизненно важны для научной и научно-педагогической деятельности, то сознательная нечестность - чрезвычайно опасна для развития человечества. Даже тогда, когда нечестность не причиняет серьезного материального ущерба, она подрывает значение проведенных исследований и создает негативный имидж ученых в глазах общества.

Правила и положения о честности в научных исследованиях и научном творчестве действительны для всех работников науки, причастных к научной и научно-педагогической деятельности. Они характеризуются следующими основными дефинициями.

Авторское право: Авторами признаются только те работники науки, которые внесли весомый интеллектуальный вклад в определенный научный труд.

Нарушениями этики в научных исследованиях считаются:
- фальсификация, переделка и плагиат;
- непризнание авторства или весомого интеллектуального вклада в научный труд;
- использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед;
- использование архивных материалов с нарушением правил использования архивных документов;
- несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
- условий безопасности научного труда.

Не считаются нарушениями этики в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также несфальсифицированные (неосознаваемые) исследовательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных результатов и экспериментальных разработок.

Каждый работник науки имеет право на продукт - результат собственного интеллектуального труда, при этом он не должен ограничивать доступ к результатам для тех, кто помогал ему при проведении исследования.

Работник науки должен быть открытым для критики, советов и пожеланий.

Необходимо, чтобы научный коллектив должным образом относился к информации, которая считается конфиденциальной. Однако нормы конфиденциальности не должны выступать препятствием для распространения информации об объективности оплаты научного труда в коллективе.

Честность в управлении научными коллективами

Руководители научных и научно-педагогических коллективов имеют значительные административные обязанности. Наряду с этим они обязаны создавать и поддерживать климат доверия и взаимного уважения, но прежде всего, сами подавать пример подобных отношений в коллективе. Руководители должны создавать и поддерживать открытую и прозрачную систему деятельности, быть доступными, с пониманием относиться ко всем, на кого влияет и кого касается их деятельность. Они обязаны своевременно и в полной мере информировать членов коллектива о характере и природе проблем, с которыми сталкивается коллектив, и которые препятствуют его нормальной деятельности. Руководители должны приобщать членов коллектива к решению этих проблем и пределах своих полномочий действовать ответственно, честно и справедливо. При разрешении тех или иных проблем они обязаны осуществлять надлежащие правовые процедуры, руководствуясь коллективными соглашениями, принципами честности и коллегиальности.

Руководители должны четко определять для подчиненных требования и объем работы. Прежде всего, им следует тщательно ознакомиться с правами и обязанностями работников науки, с нормативными документами, определяющими научную и научно-педагогическую деятельности, с Кодексом научной этики и довести все это до сведения подчиненных. Кроме того, руководители должны четко формулировать, чего ожидают от работы. В обязанности руководителя входит постоянное поддержание обратной связи с работниками науки, обеспечение своевременной, объективной и обоснованной оценки их работы. Обязанность руководителя - определение и нахождение путей к разрешению конфликтов, которые возникают в отдельных коллективах. К открытому обсуждению этих проблем следует привлекать как отдельных лиц, так и коллегиальные органы (советы).

Конфликт интересов

Конфликт интересов - это ситуация, при которой на суждения, выводы и действия отдельного лица влияют многочисленные конфликтные, противоположные по форме и содержанию интересы. В таких ситуациях необходимо найти способы поддержания равновесия между личной автономией (независимостью), профессиональной честностью и подотчетностью. Существуют различные типы конфликтов интересов. Основными из них являются:

Конфликт интересов на почве личных отношений. Для обеспечения объективности и ограничения влияния личных отношений (интересов как позитивных, так и негативных) особы, обязанные принимать решения, должны отказываться от участи в их принятии, если имеют личные отношения с теми, кого эти решения касаются (члены семьи, родственники, друзья).

Практика свидетельствует, что не следует принимать участия и в одобрении решений относительно деловых партнеров - настоящих или бывших (кроме случаев чрезвычайной важности). Следует также избегать таких решений (не объясняя открыто причин и мотивов), участие в принятии которых может негативно повлиять на их объективность.

Конфликт интересов по причине совмещения нескольких должностей в научном коллективе. Такие конфликты интересов руководства (подлинные, вероятные и воображаемые) устраняются путем отказа от одобрения того решения, которое могло бы помешать взвешенным объективным оценкам и выводам. Конфликтов в руководстве также можно избежать, обратив внимание коллектива на возможную предвзятость и необъективность.

Конфликт интересов, возникающий на почве использования ресурсов научной организации. Научно-исследовательский институт или высшее учебное заведение обладает разнообразными ресурсами (компьютерами, приборами, материалами, средствами связи и т.п.). В том случае, когда цели и задачи научной организации и отдельного члена коллектива совпадают (например, научная публикация, аналитическая записка и т.п.), ресурсы организации могут быть использованы.

Если члены организации используют ее ресурсы не в процессе основной профессиональной деятельности (например, в случае работы по индивидуальному заказу или гранту), научная организация имеет право требовать оплату за пользование ресурсами. Сумма и порядок оплаты определяется отдельно для каждого случая.

При необходимости использования в работе (публикация, докладная записка и т.п.) названия научной организации или высшего учебного заведения следует обращаться за рекомендацией к органу коллегиального управления (ученому или научно-техническому совету) независимо от цели использования названия организации и занимаемой в ней должности.

Конфликт, возникающий на почве материально-финансовых интересов. Члены научного коллектива, используя право интеллектуальной собственности, имеют право заключать договоры и свободно продавать свои труды, произведенные в рамках собственной научной деятельности, не создавая при этом конфликта интересов. Продуктами труда могут выступать статьи, брошюры, монографии, фильмы, книги, произведения искусства, изобретения и др. Желательно, чтобы это условие было записано в коллективном договоре организации.

Работники науки вне рамок одной организации имеют право на работу по совместительству в других подобных организациях, на создание разного рода организаций (коммерческих, некоммерческих, общественных), которые могут оказывать консультационные услуги, вести исследования на заказ, производить и продавать товары и услуги. В таком случае главное, чтобы подобная деятельность не препятствовала исполнению обязательств перед научной организацией, где работники трудятся на постоянной основе.

Конфликт интересов может возникать и в случае, когда работники науки и руководство имеют личный материальный интерес в организациях и фирмах, с которыми их научная организация заключает деловые соглашения или осуществляет совместный бизнес. В этом случае некоторые члены научной организации могут получать нечестные преимущества и выгоды. Поэтому, в соответствии с нормами научной этики, следует избегать заключения соглашений с фирмами и организациями, в которых члены научного коллектива имеют серьезный материально-финансовый интерес.

Следует также избегать возникновения ситуаций, в которых члены научного коллектива или его руководители будут вести переговоры и заключать соглашения сами с собой в качестве представителей других агентств или фирм. В противном случае налицо не что иное, как коррупция.

Конфликт интересов, возникающий на почве привлечения к деятельности вне рамок основной научной организации. В последнее время многие научные коллективы и отдельные работники науки все активнее включаются в работу по совместительству, устанавливают деловые отношения с другими государственными организациями и частным бизнесом, с государственными и частными научными фондами, которые оказывают поддержку их исследованиям, а также используют их знания и опыт. Такое сотрудничество является социально и экономически выгодным, прибыльным. Каждая научная организация должна разработать для себя модель такого внешнего сотрудничества, которое не влияло бы на качество е научно-исследовательской и творческой деятельности. Подобные связи должны содействовать обмену идеями. Однако тенденции чрезмерной занятости вне основного места работы должны иметь временные ограничения, зафиксированные в коллективных договорах организаций.

Конфликт обязательств - это особая форма конфликта интересов, который возникает по поводу соотношения затраченного времени и обязанностей (обязательств) в научной организации.

Настоящий конфликт обязательств возникает в том случае, когда деятельность вне научной организации пересекается с деятельностью в ней и мешает исполнению обязанностей по основному месту работы. Во избежание конфликта обязательств необходимо уменьшение объема работы либо по совместительству, либо в основной научной организации. Работник науки имеет право заниматься другой деятельностью и заключать другие обязательства, если они не помешают ему исполнять в полном объеме личные или коллективные обязательства перед научной организацией, в которой он работает постоянно.

Здесь возникает вопрос о морально-психологической цене, которую платят научные работники за решимость вести научную работу в нескольких направлениях. Безусловно, все это ведет к усталости, постоянному стрессу, снижению работоспособности. В этом и состоит драма постсоветской науки как депрессивной отрасли. Поэтому необходимы новые модели разрешения конфликта обязательств в области науки, учитывающие тот факт, что "интенсивный" тип поддержки статуса научного работника (проекты, гранты, совместительство и т.п.) всегда позитивно сказывается на имидже научной организации, повышает устойчивость и расширяет ее возможности за счет новых социальных связей.

Соблюдение этических норм и стандартов

При нарушении этических норм необходимо тщательно разбираться в ситуации и пользоваться юридическими нормами, регулирующими научную работу, коллективными договорами и этическими нормами, признанными в научных коллективах. Разрешение этических конфликтов, возникающих в форме дилемм, следует проводить путем обсуждений и дискуссий в рамках компетенции существующих комиссий по трудовым спорам при профсоюзных комитетах академических организаций. В случае рассмотрения вопроса о сомнительном поведении желательно придерживаться принципа конфиденциальности.

Анонимные свидетельства и заявления не должны приниматься к рассмотрению, если отсутствует реальная угроза для людей или имущества.

Случаи нарушения обязательных (научных, исследовательских, финансовых) принципов и стандартов поведения должны рассматриваться в официальном порядке.

Подача официальных жалоб и их рассмотрение

Официальная жалоба должна в письменной форме подаваться в комиссию по трудовым спорам или руководству научной организации. Отозвать ее можно в любой момент. При необходимости после обсуждения в комиссии такие жалобы могут быть публично рассмотрены в трудовом коллективе. Если на публичном слушании члена научного коллектива признают виновным в сомнительных поступках, которые считаются серьезными, к нему могут быть применены санкции, соответствующие серьезности проступка.

Члены академического коллектива, обвиненные в нарушении Кодекса академической этики, имеют право подавать апелляцию на решения и санкции. Способ рассмотрения апелляций должен зависеть от статуса обвиняемой особы.

При цитировании этого материала, пожалуйста, ссылайтесь на первоисточник.


 

2.4. Кодекс научной этики молодого учёного

2.5. Этические проблемы в реальной деятельности учёных

Очень любопытную статью Деминой Н.В. “Институционализация в сообществе ученых: защита кандидатской диссертации как обряд перехода” обнаружил в “Журнале социологии и социальной антропологии” (2005, Т.8, № 1)

О необходимости корректной интерпретации полученных (причём только действительно полученных) результатов

Грустная история "Моральная деградация видного советского генетика", рассказанная Валерием Сойфером на страницах независимого альманаха "Лебедь"

Бернатосян.С.Г. Воровство и обман в науке. . (Книга из серии "Наука с чёрного хода") — СПб.: Эрудит, 1998. — 384с.


Голдакр Бен. Обман в науке. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
Известный английский журналист многочисленными примерами убедительно демонстрирует, что игнорирование методологии доказательной медицины и биостатистики создаёт в результате многочисленные фальсифицированные медицинские технологии, которые далее внедряются в медицинскую практику. Такое положение характерно для многих развитых стран, в том числе и для России, и во многом оно объясняется как низкой квалификацией исследователей в области биомедицины, так и экономической заинтересованностью большого числа представителей медицинского сообщества в сохранении такого положения, в том числе руководителей крупных медицинских центров. Фактически "обман в науке" уже стал современной технологией обогащения многих фальсификаторов от биологии и медицины . Скачать отсюда или отсюда


Иллюстрация Учёный скот. Познавательная статья, написанная в 1986 году анонимным советским автором и опубликованная в нелегальном журнале EUROPA польского профсоюза "Солидарность". Вы можете скачать файл с этой статьёй в pdf-формате. Если у вас уже есть опыт работы в ВУЗе или НИИ — задайте себе вопрос: "А что изменилось за прошедшие четверть века?"


 

Шлионская Ирина Курьезы науки: когда дамы честнее кавалеров Читать статью онлайн

Попова Анна. Фальшивим вместе. Читать статью онлайн

Комиссия при Минобрнауки рекомендовала лишить учёной степени... Читать статью онлайн

Комиссия считает, что ректоры должны отвечать за защиту диссертаций в вузах. Читать статью онлайн

Минобрнауки выявило массовые фальсификации диссертаций. Читать статью онлайн

 

2.6. Этика взаимоотношений аспиранта с научным руководителем

Об этикете взаимоотношений с научным руководителем вы можете прочесть в первой главе брошюры "Советы молодому учёному".


 

Вернуться в меню

 

3. Кандидатские минимумы

Подготовка и сдача аспирантами экзаменов кандидатского минимума – это важный и ответственный этап обучения в аспирантуре. В программу кандидатского минимума входит сдача экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальности. Первые два экзамена аспиранты обычно сдают в первый год обучения, а экзамен по специальности – на третьем году, незадолго до предзащиты. Вы можете следовать традиционному порядку. Однако я предлагаю своим аспирантам иную программу сдачи экзаменов: все три экзамена кандидатского минимума переносятся на третий год обучения. Объясню, в чём преимущество такого «режима» обучения.

В обычном «режиме», поступив в аспирантуру, вы должны будете с ноября по май ходить на занятия по философии и иностранному языку. Подготовка по этим двум аспирантским дисциплинам требует времени. Поэтому, чаще всего на выполнение самой важной работы – выполнение экспериментов и исследований по диссертационной теме времени обычно остаётся очень мало или не остаётся совсем. После сдачи экзаменов вы уйдёте в отпуск (у аспирантов он длится около 2 месяцев). С сентября по ноябрь вы успеете лишь подготовится к экспериментам (обследованиям). В лучшем случае – проведёте один эксперимент (обследование). Сданных экзаменов вам будет достаточно для аттестации и перевода на второй год обучения, но для выполнения самой диссертационной работы этот год окажется безрезультатным. И будет хорошо, если на втором году обучения вы выполните большую часть исследований. Тогда в течение третьего года вам нужно будет только опубликовать полученные результаты. К сожалению, аспиранту далеко не всегда на втором году удаётся выполнить всю экспериментальную работу (по разным причинам, иногда даже не зависящим от него). И тогда пик экспериментальных исследований остаётся на третий год. Результаты экспериментов вы получите к концу третьего года. Но их нужно ещё опубликовать. А в редакционном портфеле научного журнала ваша статья может находиться и полгода, и год, и даже дольше (в данном случае я имею в виду бесплатную публикацию). В результате вы можете прийти к окончанию аспирантуры с готовым экспериментальным материалом, даже с написанной диссертацией, но без надлежащего количества опубликованных статей. А без них вы на защиту выйти не сможете. Защита отодвинется до выхода публикаций. А это всегда чревато непредвиденными обстоятельствами: женились (вышли замуж), нашли хорошую работу в другом городе, в конце концов – просто пришли к выводу, что овчинка не стоит выделки. И, увы – остались без диплома…

Вариант, предлагаемый мной, позволяет аспиранту большую часть экспериментальной исследовательской работы выполнить в течение первых двух лет (третий остаётся для подстраховки – вдруг какие-то эксперименты (обследования) придётся повторить). Третий же год посвящается публикации статей в печати и внедрению ваших открытий в производство. А пока статьи вылёживаются в редакционном портфеле и ждут своей очереди выхода в свет, пока ваши открытия воплощаются на производстве в гигантские финансовые прибыли, вы ходите на занятия по языку и философии, а между ними оттачиваете остроту своих диссертационных умозаключений и шлифуете формулировки выводов. В результате такой работы вы приходите к защите в срок, с отшлифованной диссертацией и с большими деньгами, которыми вас одарит осоловевший от размеров прибылей директор производства, на котором вы внедрили результаты своих исследований. Это – в идеале. Но даже без больших премиальных денег, просто своевременная публикация статей и защита вами диссертации до окончания срока аспирантуры сделает ненадолго вас счастливым. Ну а директор предприятия пусть куёт своё счастье сам…

В любом случае, я не буду оказывать на вас давления при выборе вами варианта сдачи экзаменов. Вы сами строите свою судьбу.


Вернуться в меню

 

3.1. Экзамен по истории и философии науки

Программу-минимум кандидатского экзамена "История и философия науки" можно скачать отсюда.

Программу семинарских занятий по курсу "История и философия науки" можно скопировать отсюда. В конце программы список источников - 78 наименований.

Ушкалов И.Г., Малаха И.А. "Утечка умов" – масштабы , причины, последствия. -М.: "Либроком", 2011. -184 c. Скачать книгу.
Размещение здесь этой книги и ссылки для её прочтения – это мой "ответ Чемберлену". Что за "чемберчлен", и на что следует такой ответ – расскажу чуть позже, когда более-менее закончу построение сайта. А пока... читайте саму книгу. В монографии рассматривается межгосударственная миграция научных кадров на фоне трансформационных процессов в России. Подробно анализируется специфика этого вида миграции, приобретшего на современном этапе развития страны характер "утечки умов"; исследуются особенности этого процесса, взаимосвязь международного и внутреннего рынков труда научных кадров. Приводятся оценки социально-экономических потерь России и ее научно-технического потенциала, в частности вследствие утечки умов. Предлагаются концепции регулирования миграции трудовых ресурсов высшей квалификации, занятых в науке и высшем образовании, направленные на снижение отрицательных последствий "утечки умов" в России. Книга предназначена для научно-педагогических работников, специалистов государственного аппарата, студентов высших учебных заведений, а также для всех, кто интересуется проблемами развития России.


3.1.1. Учебная литература по истории и философии науки

Основным учебником для сдачи кандидатского минимума аспирантами ОрёлГАУ является следующая книга:
Финогентов, В.Н. Философия науки. Курс лекций: учебное пособие для аспирантов. / В.Н. Финогентов - 2-е издан. перераб. и доп. - Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2008. - 252с. Ищите книгу в библиотеке университета. Дополнительно к ней могут быть предложены ещё дюжина других учебников и, как минимум, три электронные библиотеки философской литературы.


Портрет А.П. Огурцова

Огурцов А.П. Философия науки: двадцатый век: Концепции и проблемы. В 3 кн.: -Санкт-Петербург: Изд-во Мiръ, 2011. -503 с. Аннотацию к книге см. здесь.


Философия науки. Под ред. Лебедева С.А. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, Альма Матер, 2007. — 731 с. Учебное пособие написано коллективом ученых и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова и Российской Академии Наук. Оно адресовано прежде всего аспирантам всех специальностей для подготовки к экзамену по новому кандидатскому минимуму "История и философия науки". Учебное пособие апробировано на кафедре философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова. Рекомендуется также студентам, магистрам, преподавателям, научным работникам, всем, кто интересуется проблемами философии науки.


Лебедев С.А. Философия науки: Терминологический словарь. -М.: "Академический проект". 2011. -269 с.
Данный словарь по философии науки представляет систему основных понятий одной из философских дисциплин, имеющих важное теоретическое и практическое значение для понимания не только феномена современной науки, ее чрезвычайно сложной структуры и закономерностей развития, но и взаимодействия ее с другими подсистемами культуры и общества (философией, практическими потребностями, техникой, экономикой, образованием, идеологией, творческим потенциалом человека). Главная функция словаря — быть хорошим дополнением к изданным уже учебникам по философии науки для лучшего усвоения их содержания и профессиональной формулировки мировоззренческих, методологических и практически-инновационных проблем современной науки. Особенно полезным словарь должен стать для студентов и аспирантов, изучающих эпистемологию, историю и философию науки, научных сотрудников, преподавателей вузов, а также всех, кто интересуется философскими проблемами современной науки и ее различных отраслей.


Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание. 2008. -692 с.
Книга посвящена анализу основных течений, концепций и категориального аппарата современной философии науки. Она написана в синтетическом жанре: как монография с четко выраженной авторской позицией, как учебное пособие и концептуальный словарь по философии науки. В ней впервые в мировой литературе по философии науки гармонично объединены все современные парадигмы исследования науки и научного знания. Весь материал методически разбит на четыре раздела: различные направления мировой философии науки, онтология науки, эпистемология, социокультурные и инновационные аспекты науки. Широта и оригинальность авторской позиции делают книгу заметным явлением в мировой литературе по философии науки. Рекомендуется бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, научным сотрудникам, всем, кто интересуется актуальными проблемами современной философии науки.


Философия науки. Под ред. д.ф.н. А.И.Липкина. Учебник для аспирантов естественно-научных и технических специальностей. -М.: ЭКСМО, 2007. -608 с.


Любомиров Д.Е., Сапенок О.В., Петров С.О. История и философия науки: Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей. СПб.: СПбГЛТА, 2008. -76 с.


Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. Учебник для вузов. М.: Изд-во: Феникс, 2008 г. -544 с.
Учебник предназначен для студентов всех направлений и специальностей вузов. В нем раскрывается соотношение науки и философии, излагаются взгляды на предметную область философии науки. Наука рассматривается в трех аспектах ее бытия: как особого рода знание, как специфическая деятельность, направленная на получение этого знания, и как социальный институт. Раскрывается исторический путь развития науки. Рассматриваются западные концепции философии науки ХІХ-ХХ веков. Показывается роль науки в решении глобальных проблем современной техногенной цивилизации.


Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. Издательство: Едиториал УРСС, 2009. -256 с. Содержание книги по главам:
Глава 1. Системно-исторический подход к науке: социальный и культурно-мировоззренческий потенциал и функции научного знания вчера и сегодня. Глава 2. Научное познание и ценности: человек как субъект и объект науки; гуманистическое "измерение" и социально-этические принципы (регулятивы) познания. Глава 3. Наука и этика: альтернатива или взаимозависимость? Гуманистические идеалы и сциентистско-технократические идолы; этика науки и общие социально-этические и гуманистические ценности человечества. Глава 4. Физические проблемы и нравственные дилеммы: на грани ядерной катастрофы? Наука и глобальные проблемы настоящего и будущего человеческой цивилизации: необходимость нового мышления и нового (реального) гуманизма. Глава 5. Этика в контексте современной биологии: эволюционно-генетические основы этики? Гены - интеллект - этика; социал-биологизм - это элитаризм и расизм. Глава 6. Этические проблемы генетики человека: генная инженерия - неограниченные возможности и возможные ограничения; свобода исследования и социально-этическая ответственность ученых. Глава 7. Генетика человека и дискуссии об этике генетического контроля; социально-этическое регулирование научных исследований. Глава 8. Обобщения и выводы. Этика науки как новая сфера исследований; новые проблемы и новые дискуссии. Заключение.

Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник. -М.: Изд-во "Культрная революция". 2007. -623 с. Издание предназначено студентам, аспирантам и преподавателям вузов.

Шишков И.З. История и философия науки. М. Изд-во: ГЭОТАР-Медиа. 2010. -768 с.
В учебном пособии подробно рассматриваются фундаментальные проблемы истории и философии науки. В нем осуществлена реконструкция фундаментализма и критицизма как основной методологической антитезы истории и философии науки, ее основных культурно-исторических типов, а также структуры и динамики научного знания. Отдельные разделы посвящены истории науки как науки и проблемам научной этики. Пособие предназначено аспирантам и соискателям, изучающим этот курс, преподавателям, а также всем тем, кто интересуется историей, эпистемологией и философией науки.

Щавелёв С.П. Этика и психология науки. Дополнительные главы курса истории и философии науки: учебное пособие. -М.:"Наука".
Учебное пособие отвечает введённому с 2005 г. Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки России экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки, соответствующим типовым программам (М., 2004). Специально рассматривается широкий спектр вопросов психологии научного творчества, этических канонов и реальных нравов в сообществе учёных, многие вечные коллизии и новейшие проблемы на пути к обретению истины в естествознании, гуманитарии и медицине; состояние и перспективы российской науки.

Ушаков У.В. Введение в философию и методологию науки. Учебник для вузов М.: "Экзамен", 2005. — 528 с.
Предлагаемый курс философии науки адресован преподавателям философии, студентам и аспирантам, а также научным работникам, интересующимся теоретическими вопросами науки, и всем тем, кто профессионально или в порядке увлечения занимается этим кругом тем. Аннотация книги.


Рисунок.Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. —Симферополь: Изд-во СОНАТ, 1999. —352с.
Учебное пособие подготовлено с учетом современных европейских стандартов в преподавании философских дисциплин. Авторы, вступая в диалог с читателем, не навязывают собственную точку зрения на обсуждаемые вопросы, предоставляя ему возможность увидеть всю панораму мирового историко-философского процесса с многоцветьем мировоззренческих и методологических позиций различных школ и направлений. Атмосфера совместного поиска истины дает возможность вдумчивому читателю открыть таинственное в обыденном и простые алгоритмы сложного, понять, почему философские вопросы, которые волновали человечество на протяжении тысячелетий, вновь и вновь возникают перед каждым человеком. Издание соответствует вузовской программе по философии и предназначено для студентов колледжей, институтов, университетов, для аспирантов и слушателей высших курсов, для всех интересующихся современной философской культурой.


Арин О. Разрушители мозга (О российской лженауке). Книгу можно читать онлайн


Фролов И.Т. Очерки методологии биологического исследования (система методов биологии). -М: Изд-во "ЛКИ". 2010 -288 с.

Фролов И.Т., Пастушный С.А. Менделизм и философские проблемы современной генетики. -М.: Изд-во "ЛКИ". 2008. -288 с.

Если вы посчитали, что вам этого недостаточно, поскольку вы решили познать философию науки в совершенстве, то рекомендую перейти на сайт, с которого можно скачать большое количество учебников по философии. Если же и этого вам покажется недостаточно - ищите книги в Интерете самостоятельно. Уж чего-чего, а литературы по философии в Интернете опубликовано очень много. Ну, например, ещё один адрес. И ещё один – последний.
Не удержался – добавляю ещё один хороший адрес...

Ответы на экзаменационные вопросы по философии, как для поступающих в аспирантуру, так и для сдающих кандидатский минимум, смотрите на сайте "Аспирантура".

 

3.1.2. Вопросы кандидатского минимума по истории и философии науки

Ниже приведён один из вариантов экзаменционных вопросов по "Истории и философии науки". Список вопросов и ссылку на файл с ответами мне прислал один из аспирантов. Ответы на эти экзаменационные вопросы можете скачать отсюда.

1. Предмет истории и философии науки. Круг проблем философии науки.
2. Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы взаимоотношений философии и науки.
3. Наука как область культуры. Наука и другие формы познания.
4. Возникновение науки. От мифа к логосу. Характерные особенности мифологического мышления, становление теоретического знания.
5. Греческое просвещение. Софисты, Сократ, Платон.
6. Аристотель как естествоиспытатель.
7. Философия и наука в Средние века.
8. Философия и наука эпохи Возрождения. Пантеизм. Новое понятие бытия и материи. Пересмотр физики Аристотеля.
9. Николай Коперник. Джордано Бруно. Бесконечная вселенная.
10. XVII век. Научная революция. Механистическое естествознание, механистический редукционизм.
11. Рационализм и эмпиризм. Рене Декарт о природе как протяженной субстанции. Френсис Бэкон о науке как господстве над природой.
12. Наука в XVIII-XIX веках. Понятие классической науки.
13. Наука в конце XIX –XX веках. Характерные особенности и существенные признаки неклассической науки.
14. Что такое наука? Наука и обыденно-практическое знание. Наука и вненаучное знание. Сущность и характерные черты научного знания.
15. Функции науки в жизни общества.
16. Классификация наук. Критерии классификации.
17. Периодизации развития наук. Критерии периодизации.
18. Наука как знание. Специфика теоретического познания и его формы.
19. Общие закономерности развития науки. Традиции и новации. Кумулятивная и некумулятивная модели развития.
20. Закон как ключевой момент теории.
21. Гипотеза как форма и метод научно-теоретического знания.
22. Понятие метода и методологии.
23. Классификация методов. Философские, общенаучные, частнонаучные методы.
24. Методы эмпирического исследования.
25. Методы теоретического исследования.
26. Понятие научного факта. Проблем факта и теории. Истина и факты.
27. Структура и функции научной теории. Теоретические утверждения и теоретические понятия.
28. Проблема понимания, объяснения, описания и предсказание (прогнозирования). Понимание как функция науки.
29. Проблема математизация науки. Математизация и идеал научности.
30. Компьютеризация науки. Компьютеризация и перспективы образования.
31. Проблема истины в научном познании. Классическая, прагматистская, когерентная и семантическая теория истины.
32. Научная рациональность и цель науки.
33. Идеалы и нормы научного исследования. Истина как высшая познавательная ценность.
34. Интеграция и дифференциация наук.
35. Классификация наук.
36. Формы организации науки. Научные школы и коллективы.
37. Наука и образование. Развитие университетского образования в России.
38. Этика науки и профессиональная ответственность ученого.
39. Наука как социальный институт. Проблема организации научных исследований.
40. Наука и образование. Развитие университетского образования в Европе и в России.
41. Понятие этики науки.
42. Роль нравственности в научной деятельности.
43. Социальная и нравственная ответственность исследователя.
44. Философия науки. Программа первого позитивизма, ее антиметафизическая направленность. Наука есть философия.
45. Эмпириокритицизм как философское осмысление великих научных открытий конца XIX – начала ХХ века.
46. Аналитическая философия и проблема языка науки. Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Рудольф Карнап.
47. Постпозитивизм как современная стадия развития философии науки.
48. Концепция науки и развития научного знания Карла Поппера.
49. «Структура научных революций» Томаса Куна. Природа нормальной науки. Революция как изменение взгляда на мир.
50. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.
51. Плюрализм в эпистемологии Поля Фейерабенда.
52. Специфика социального познания. Кант и неокантианство. Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт. Науки о природе и науки о культуре. Номотетический и идиографический методы.
53. Методология наук о духе. Вильгельм Дильтей и Георг Зиммель.
54. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Фридрих Шлейермахер, Ганс Георг Гадамер.


Вернуться в меню

 

3.2. Экзамен по иностранному языку

Экзаменационные требования к уровню владения иностранным языком приведены в этом документе.

Учебники французского языка

Учебники немецкого языка. Маловато будет? Тогда ещё много учебников немецкого языка

Учебники английского языка. Тоже недостаточно? Тогда вот адрес бесплатной библиотеки учебников аглийского языка. Более 600 книг!


Вернуться в меню

 

3.3. Кандидатский экзамен по специальности

Программы кандидатского минимума, учебник генетики, список дополнительной литературы по специальности "Генетика и селекция..." размещены здесь. Другая программа кандидатского минимума по генетике опубликована здесь.


Вернуться в меню

 

4. Экспериментальные исследования по диссертационной теме

4.1. Планирование эксперимента

Кузнецов В.М. Основы научных исследований в животноводстве. -Киров: Изд-во НИИСХ Северо-Востока. 2006. -568 с.
В книге изложены основные положения организации и проведения эксперимента, элементы теории вероятностей и матричной алгебры, статистического оценивания и проверки статистических гипотез; освещены история биометрии, описательная и непараметрическая статистика, метод хи-квадрат, корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализы; даны основы метода BLUP и планирования эксперимента (все с числовыми примерами); рассмотрены особенности оформлению дипломной работы, аспирантской подготовки, написания научной статьи, кандидатской диссертации и автореферата. Книга расширит возможности биологов-исследователей и поможет им использовать адекватные статистические методы. Предназначена для студентов, аспирантов и соискателей. Может быть полезна для научных работников, преподавателей и специалистов.

Две следующие книги предназначены для растениеводов. Однако общие принципы планирования экспериментов и методы статистической обработки данных могут пригодиться и специалистам других профилей.

Доспехов Б.А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследований). Изд. 5-е, перераб. и доп. –М.: «Агропромиздат». 1985. -351 с . Скачать.

Моисейченко В.Ф. и др. Основы научных исследований в агрономии. М.: «Колос». 1996. -336 с.
В книге описаны современные методы планирования исследований, рассказано о закладке опытов и особенностях агротехники на опытных участках, приведены унифицированные методики учета и наблюдений, программы для многофакторных дисперсионных, а также корреляционных и регрессионных анализов результатов опытов.

Обширная библиотека учебников по планированию эксперимента находится здесь и здесь.


Вернуться в меню

 

4.2. Выполнение исследований

Берков В.Ф. Современные методы научно-исследовательской работы. -Минск: Академия управления. 2009. -202 с. ISBN: 978-985-457-927-6.
Рассматривается широкий круг проблем, связанных с обеспечением процесса подготовки диссертационных работ от выбора темы диссертации до ее защиты. Особое внимание уделяется методикам научного исследования, специфике научных текстов; раскрываются особенности выбора методов исследования, структура и содержание этапов исследовательского процесса, последовательность поиска и обработки источников информации. Для магистрантов, аспирантов, соискателей, их научных руководителей, педагогов – исследователей.

О том как вести лабораторный журнал читайте здесь.


Вернуться в меню

 

4.3. Статистический анализ результатов

Вся литература по биометрии приведена здесь. Кроме того, смотрите следующие книги.

Книги об использовании пакета прикладных программ Statistica см. здесь и здесь.

Вуколов Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICA и EXCEL. –М.: –2004. –462 с.

Волков В. EXCEL 2010. Понятный самоучитель. -СПб.: Изд-во "Питер". 2010. Скачать или же читать онлайн на этом же сайте.

Куприенко Н.В., Пономарева О.А., Тихонов Д.В. Статистика. Методы анализа распределений. Выборочное наблюдение. Учебное пособие. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2009. 138 с.

Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных / А.Д. Наследов. - СПб.: "Питер", 2008. - 416 с.


Вернуться в меню

 

4.4. Графическое представление результатов

Графическое представление статистических данных. Учебное пособие online.

Гришин В.Г. Образный анализ экспериментальных данных. -М.: Наука, 1982. -237 с. Торрент файл.

Боумен У. Графическое представление информации. -М.: Мир. 1971. -226 с.
Это руководство по методам графического представления научно-технической информации. На богатом иллюстративном материале рассмотрены все основные задачи, встречающиеся в практике графического выражения научно-технических идей, даются ценные рекомендации, помогающие добиваться ясного, лаконичного и выразительного представления информации графическими средствами. Является ценным пособием для всех, кому приходится сталкиваться с проблемами графического представления информации.


Вернуться в меню

 

4.5. Описание результатов

Определённую помощь в оформлении результатов исследования могут оказать соответствующие методические пособия.

Автоматическая проверка текста в Word`e поможет вам избежать грубейших ошибок и опечаток в тексте. Тем не менее, готовясь к написанию диссертации, следует проштудировать грамматику и стилистику русского языка, особенно стилистику научной речи. Ссылки на некоторые из пособий приведены ниже.

Розенталь Д. Э. "Справочник по русскому языку. Практическая стилистика" М.: "Оникс". 2001. -371 с. Ещё один адрес для скачивания.

Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. Учебное пособие для студентов специальности “Журналистика”. -М.: «Высшая школа», 1976. -263 с.

Дегтярева Т.А. Культура письменной речи. Стилистика слова. М., 1968.

Кожина М.Н. О диалогичности письменной научной речи. Пермь, 1986.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1997.

Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. -М.: ЧеРо, 1999.

В.Н. Маглыш Научный стиль, -С-Пб: Издательство ПГУПС. 2001.

Научно-технический язык. Cтатья online.


Вернуться в меню

 

4.6. Публикация результатов

4.6.1. Как публиковать

Советы о написании и публикации статей вы можете прочесть здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

Как написать и опубликовать научную статью. Методические рекомендации.

4.6.1. Где публиковать

Я здесь не привожу названия профильных и хорошо известных журналов. Указаны адреса новых журналов.

Одним из журналов, в которых вы можете опубликовать результаты свих исследований, является журнал "Молодой учёный".


Журнал «Научная перспектива» - ежемесячное научное политематическое издание, позволяющее опубликовать статью в журнале с результатами научных исследований соискателей ученых степеней, работников высших учебных заведений.

 


Образование, наука и производство - научно-практический журнал, публикующий наиболее значимые научные труды и результаты деятельности ученых РФ по широкому спектру направлений, связанных с развитием образования, науки и производства.

 


Биология в сельском хозяйстве - научно-практический журнал, в котором публикуются материалы оригинальных завершённых научных исследований по всем направлениям сельскохозяйственной биологии


Вернуться в меню

 

5. Предзащита диссертации

Пытаясь исправить существенное снижение среднего уровня диссертационных исследований, произошедшее в результате бездарно проводимых в стране политических и экономических реформ, требования к процедурам защиты диссертаций резко поднимают.

5.1. Требования к оформлению диссертации

Копии перечисленных ниже двух десятков руководств и пособий вы получите после поступления ко мне в аспирантуру. В них есть ответы практически на все организационные вопросы, которые у вас могут возникнуть. Другие аспиранты могут получить эти книги у своих научных руководителей. Большую часть необходимой информации вполне можно найти в Интернете, например, здесь, здесь и здесь.

Абакумов М.М. Медицинская диссертация. Оформление и защита. Руководство. -М.: "Гэотар-Медиа", 2009. -128 c. ISBN: 978-5-9704-1248-0
В данном руководстве автор делится опытом не только рецензирования нескольких сотен кандидатских и докторских диссертаций, но и опытом очевидца «творческих мук» собственных учеников, а также многолетней работы в составе экспертного совета ВАК Минобрнауки РФ. Отражая личный опыт автора, руководство адаптировано к интересам медицинских специальностей, более того — именно клинического направления.


Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И.Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / — М.: Академический проект, 2008. — 194 с.: ил.. ISBN 978-5-8291-1000-0.
Данное учебное пособие предназначено для студентов-старшекурсников, работающих над дипломом, и аспирантов, осваивающих психологические и педагогические научные специальности. В нем дана науковедческая характеристика основ исследования в области педагогики и психологии, показана методика организации научного поиска и сбора первичной научной информации, раскрыты этапы и основные методы исследования, объединенные в целостную систему, представлены сведения об оформлении диссертации, подготовке и защите дипломной работы.


Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. "Гардарики", 2008. -160 c. ISBN: 978-5-8297-0065-2. Есть другое издание.
Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. Инфра-М, Альфа, твердый переплет, 2009. ISBN: 978-5-98281-179-0, 978-5-16-003652-6.
Рассматриваются все стадии процесса подготовки и зашиты диссертации: от выбора учебного заведения, кафедры, научного руководителя и темы диссертации до правил оформления документов после защиты диссертации. Даются рекомендации, основанные на опыте автора, под руководством которого защищено свыше 100 кандидатских и докторских диссертаций. В приложениях приводятся актуальные нормативные документы, а также образцы аттестационных документов.


Волков Ю.Г. Как написать и защитить диссертацию. Практическое пособие. -М.: "Март", 2009. -144 с. ISBN: 978-5-241-00939-5
В комплексном пособии для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук рассматривается по отдельным стадиям весь процесс подготовки и защиты диссертации: от выбора учебного заведения, кафедры, научного руководителя и темы диссертации до правил оформления документов после защиты диссертации.


Денисов С.Л. Как правильно оформить диссертацию, автореферат и диссертационный доклад. Методическое пособие. Гэотар-Медиа, 2010. -87 с. ISBN: 978-5-9704-1647-1
В основу пособия, написанного заместителем начальника научно-методического центра и учёным секретарём Учёного совета Главного военного клинического госпиталя им. акад. Н.Н. Бурденко канд. мед. наук С.Л. Денисовым, положены два его популярных пособия: «Как правильно оформить диссертацию и автореферат» и «Диссертационный доклад: структура и алгоритм написания, стиль изложения, основные правила оформления иллюстративного материала».


Захаров, А.А., Захарова Т.Г. Как написать и защитить диссертацию. -СПб.: Питер, 2003. -160 с.
Авторы - Захаров А.А., доктор философских наук, член Петровской академии наук и искусств, профессор Нового гуманитарного университета, и Захарова Т.Г., кандидат философских наук, доцент ОТИ МИФИ - предлагают вашему вниманию книгу, в которой собраны мысли, идеи, технологические приемы, методические и практические, житейские советы студентам, аспирантам, соискателям, научным работникам. Авторы шаг за шагом проведут вас по всем этапам исследования и подготовки творческой работы, подскажут, какие бумаги необходимо подготовить и в какие инстанции их направить, какие английские слова использовать при составлении рецензии, статьи, реферата, научат, как подготовиться к устному выступлению, как улучшить свою память, и многому другому. Надеемся, что данное издание станет вашим незаменимым помощником, советчиком и источником самой необходимой информации.


Как защитить диссертацию. Нормативно-правовые аспекты.- М.: Компания Спутник+, 2005. - 136 с.
Книга содержит правовое обоснование такого сложного процесса, как защита диссертации. Аспиранты, соискатели, научные работники, научные руководители, секретари диссертационных советов, претенденты на научное звание доцента и профессора с интересом узнают не только свои права, но и обязанности.


Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации.-М.: Флинта, Наука, 2009. ISBN: 5-89349-162-9, 5-02-02770-7.
Учебное пособие развивает умение создавать собственные и вторичные научные тексты (тезисы, конспект, аннотация, реферат, курсовая и дипломная работы, диссертация). Автор предлагает систему заданий, направленных на практическое овладение этими жанрами научной речи. Для студентов, аспирантов и преподавателей.


Криворученко В.К. Диссертационное исследование: Методика. Практика. Рекомендации. - М. : Социум, 2001. - 276 с.
В предлагаемом издании рассматриваются современные требования к диссертационному исследованию. Автор раскрывает методику организации научных исследований, основные характеристики диссертационной работы. Значительное место отведено вопросам организации работы аспирантов, докторантов, соискателей на всех этапах подготовки и защиты диссертации. Даются рекомендации к нормативным документам аттестации научных и научно-педагогических кадров, действующим в настоящее время. В частности, Положение о диссертационном совете, инструкции, перечни и формы документов, связанные с защитами диссертаций, утверждены приказом Министерства образования РФ от 7 июня 2000 года № 1707 и вступили в силу с 1 июля 2000 года. Цель этой публикации - дать конкретные рекомендации, советы исследователям, которые будут им полезны при работе над диссертацией и ее защите, предостерегут от типичных ошибок. Книга написана с учетом опыта автора по подготовке докторов и кандидатов наук, работы в диссертационных советах, оппонированию диссертаций. Издание рассчитано на аспирантов, докторантов, соискателей, работников подразделений высших учебных заведений и научных учреждений по вопросам аспирантуры и докторантуры.

Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов - 3 изд. Ось-89, 2008 ISBN: 978-5-98534-869-9
В пособии рассмотрен весь процесс подготовки кандидатской диссертации: от выбора темы квалификационной научной работы до ее публичной защиты. В нем раскрывается общая методология научного творчества, излагается подготовка к научному исследованию, описывается методика написания и правила оформления рукописи кандидатской диссертации, а также рассматривается порядок ее публичной защиты. В качестве приложений даются образцы отдельных элементов диссертационного произведения и приводятся основные понятия научно-исследовательской работы. Пособие предназначено аспирантам, соискателям ученой степени, работающим над диссертацией, и их научным руководителям, а также всем тем, кто хочет повысить культуру своей научной работы.


Кузнецов И. Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления. - 3-e изд., перераб. и доп. -М. : Дашков и Ко, 2007. -456 с.
В пособии рассматривается широкий круг проблем, связанных с обеспечением процесса подготовки диссертационных работ: от выбора темы научной работы до ее защиты; раскрываются выбор методов исследования, структура и содержание этапов исследовательского процесса, последовательность поиска и обработки источников информации. Особое внимание уделяется методике написания и правилам подготовки рукописей диссертационных работ. Рассмотрены требования к оформлению библиографических записей и описаний источников в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.1-2003. В приложениях представлены основные нормативные документы, определяющие порядок защиты кандидатских и докторских диссертаций. Для аспирантов, соискателей, их научных руководителей, педагогов-исследователей, а также для студентов вузов и всех тех, кто хочет повысить культуру своей научной работы.


Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для студентов- магистрантов /Ф.А. Кузин. - М.: Ось-89, 1998.-304с.


Марьянович А.Т., Князькин И.В. Диссертация: инструкция по подготовке и защите. "АСТ", 2009. -416 с. ISBN: 978-5-17-059724-6, 978-5-9725-1537-0
Это переработанный и дополненный вариант книги, ранее выходившей под названиями «Эрратология» и «Новая эрратология». Как написать текст диссертации? Как найти литературу по теме исследования? Как организовать процесс сбора экспериментальных данных? Как обработать полученную информацию? Как выступить с докладом на защите? Как подготовить статью в журнал или тезисы доклада на конференцию? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге.
В первой части книги рассматриваются вопросы выбора темы диссертации и знакомства с литературой. Во второй части, под названием "Проведение исследования" подробно рассматриваются вопросы общей организации исследования, достоверности и значимости полученных данных (в том числе их статистической обработки), а также публикации основных результатов. Следующие разделы, "Написание диссертации" и "Защита диссертации" содержат авторские рекомендации, полезные на соответствующих стадиях работы над диссертацией. Кроме того, имеется раздел "После защиты" (занимающий около трети общего объема книги), в котором обсуждаются вопросы "подступа" к докторской диссертации, а также рекомендации по публикации статей и книг, в том числе в иностранных журналах и издательствах.
Книга будет полезна для будущих кандидатов биологических и медицинских наук, поэтому рекомендуется к ознакомлению без каких-либо оговорок. Что касается тех, чьи научные интересы лежат в иных областях, рассматриваемую книгу можно рекомендовать условно: часть полезных советов может быть использована вне зависимости от конкретной специальности, но и сильный медико-биологический уклон текста также необходимо принимать во внимание.


Мацкевич И.М. Диссертация. Методические рекомендации по подготовке к защите диссертации. 4-е изд."Элит-2000", 2007. -224 с. ISBN: 978-5-902405-20-7
Авторы ставили перед собой задачу минимизировать усилия при оформлении диссертации, автореферата и всех необходимых документов, которые следует представить в диссертационный совет. Более того, авторы дают вполне конкретные рекомендации по решению возникающих трудностей на всех этапах защиты и приводят примерные образцы документов, которым можно следовать.


Мусаев А. Библия для адъюнктов и соискателей. Как подготовить и защитить кандидатскую диссертацию: методическое пособие. Спб.: ВАС, 1998. –254 c.


Повзун С.А. Медицинская диссертация. Руководство. 3-е изд. "Эра", 2007. -234 с. ISBN: 5-314-00169-3
Как выбрать тему диссертационного исследования? Как его спланировать? Как в итоге должна выглядеть диссертация? Какие подводные камни ожидают диссертанта на его пути? Ответы на эти и многие другие вопросы дает данная книга, которая является расширенным продолжением брошюры «Оформление медицинской диссертации», рекомендованной ВАКом и выдержавшей три издания.


Райзберг Б.А. Практическое руководство по написанию и защите диссертаций. "Экономистъ", 2008. ISBN: -144 с. 978-5-98118-218-1


Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей + CD - 9 изд. Инфра-М, 2009 и 2010. -240 с. ISBN: 978-5-16-003698-4
Книга представляет собой самое полное и многогранное из всех изданных пособий для соискателей ученой степени кандидата и доктора наук; в ней отражены изменения в порядке присуждения ученых степеней, произошедшие в период 2002-2009 гг. Приведена обновленная в 2009 г. Номенклатура специальностей научных работников, откорректированы паспорта отдельных специальностей. В пособии изложены не только формальные процедуры подготовки диссертации и ее защиты, но и подробно освещены содержательные стороны процессов обучения в аспирантуре, сдачи кандидатских экзаменов, выбора темы диссертации, ее написания, представления к защите, самой защиты. Высказаны советы соискателям ученых степеней. Книга содержит отдельные воспоминания автора о ситуациях, возникающих в связи с защитой диссертации, и высказывания выдающихся людей о науке и ученых, а также Приложения нормативного и справочного характера, которыми необходимо руководствоваться при подготовке к защите диссертации.


Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию: Практическое пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 347 с.
Многие соискатели ученых степеней уверены, что их главная задача — написать хорошую диссертацию. На самом же деле нужно решить не одну, а по крайней мере две задачи: во-первых, конечно же, подготовить работу, а во-вторых, — успешно защитить ее. Но это уже не столько научная, сколько управленческая проблема, требующая своих путей и методов решения. О способах ее решения и идет речь в предлагаемой работе.


Резник С.Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 520 с.
В учебном пособии рассматриваются содержание, система и технологии обучения в аспирантуре, подготовка к самостоятельной научной деятельности, методология научного творчества, даются рекомендации по написанию и оформлению кандидатской диссертации. Значительное внимание в книге уделено подготовке аспиранта к работе на кафедре вуза, организации и планированию его жизни и деятельности.


Серова Г.А. Компьютер - помощник в оформлении диссертации - М.: Финансы и статистика, 2002. -352 с.
С помощью программ MS Word 97, Excel 97, PowerPoint и OutLook, описанных в книге, вы научитесь вводить и сканировать текст, строить графики, выполнять статистическую обработку результатов эксперимента, составлять предметный указатель и список литературы, вставлять в текст иллюстрации и формулы, а также освоите верстку диссертации, научитесь пользоваться Интернетом для поиска научных материалов и т.д. Для всех желающих быстро овладеть навыками работы с компьютерными программами при оформлении диссертации и публикаций.


Стрельникова А.Г. Правила оформления диссертаций. Методическое пособие. СПб, "Специальная литература". 2009. -64 с. ISBN: 978-5-299-00420-5
Данное пособие написано с целью оказания действенной помощи аспирантам и докторантам при оформлении научных работ, в частности диссертаций. Пособие содержит рекомендации по оформлению текста диссертации, ее композиционному построению, представлению отдельных видов иллюстративного материала, цитат, а также библиографических ссылок.


Трущелев С.А. Медицинская диссертация. Руководство - 3 изд. "Гэотар-Медиа", 2009. -416 с. ISBN: 978-5-9704-1211-4
В книге изложены основные сведения об организации научно-исследовательской работы, ее этапы, методология. Отмечены особенности современных исследований в медицине. Приведены рекомендации по подготовке, написанию и защите диссертационной работы. Для соискателей ученой степени кандидата или доктора медицинских наук, научных работников.


Вернуться в меню

 

5.2. Автореферат диссертации

Требования к оформлению автореферата указаны в источниках, приведённых в предыдущем разделе. Краткую информацию можно прочесть здесь.


Вернуться в меню

 

6. Защита диссертации

Прцедура защиты описана здесь и здесь.

6.1. Презентационные материалы

Леонов В. PowerPoint 2010 с нуля. Учебник. Можно скачать отсюда или отсюда. -М.: Эксмо. 2011.

Лоу Д. Microsoft Office PowerPoint 2010 для "чайников". -М.: Изд-во Вильямс, Диалектика, 2011. -320 с.

Вашкевич Э.В. PowerPoint 2007. Эффективные презентации на компьютере. -СПб.: Изд-во "Питер". 2008. -240 с.;

Грег Перри. Microsoft Office 2007. Все в одном. -М.: Изд-во Вильямс. 2008. -608 с.

Microsoft Office PowerPoint 2007. Продвинутый курс. Мультимедийный самоучитель. Издательство: TeachPro 2008. -1000 с.

Захарова Л. Microsoft Office PowerPoint 2003. -М.: ЭКОМ. 2006 -392 с. Скачать книгу.

Купчихин В. Создание презентаций с нуля. Учебное пособие

Спека М.В. Microsoft Office PowerPoint 2003. Самоучитель. -М.: Диалектика. 2004, 368 с.

Минько Р.В. Microsoft Office Power Point 2003. Просто как дважды два. -М., 2005. -208 с.

Лоу Д. Microsoft Office Power Point 2003 для чайников. -М.:Диалектика. 2004. -304 с.

6.2. Доклад

В интернете много материалов по этому вопросу. Некоторые материалы опубликованы, например, здесь.

6.3. Процедура защиты

Процедура защиты настолько ответственный процецесс, что даже является объектом исследования для социологов и психологов. О процедуре защиты в Интернете также много публикаций. Смотрите, например, здесь, здесь и здесь


Вернуться в меню

 

7. Оформление документов для отправки в ВАК

Образцы всех документов, необходимых при обучении в аспирантуре, для прохождения предзащиты и защиты диссертации, а также для получения самого диплома смотрите на сайте "Аспирантура".

 

Предупреждение

...поэтому отнеситесь с пониманием к недоработкам, пожалуйста.

рис. Алгоритм

 

ДВИЖЕМСЯ ПО АЛГОРИТМУ

1. Утверждение темы диссертации

1.1. Выбор и формулировка темы диссертации

1.2. План индивидуальной работы аспиранта

2. Этика научного сособщества
3. Кандидатские минимумы

3.1. История и философия науки

3.2. Иностранный язык

3.3. Специальность

4. Экспериментальные исследования по диссертационной теме

4.1. Планирование эксперимента

4.2. Выполнение исследований

4.3. Статистический анализ результатов

4.4. Графическое представление результатов

4.5. Описание результатов

4.6. Публикация результатов

4.6.1. Как публиковать

4.6.2. Где публиковать

5. Предзащита диссертации

5.1. Требования к оформлению диссертации

5.2. Автореферат диссертации

6. Защита диссертации

6.1. Презентационные материалы

6.2. Доклад

6.3. Процедура защиты

7. Оформление документов для отправки в ВАК

 

asp-spb.png

 

Нужные книги

Фото “ Ряд книг”
Занятия в аспирантуре и проведение исследований будут отнимать у вас много времени. Однако постарайтесь не ограничивать себя только этой деятельностью. Чтение хороших книг, посещение театров и выставок и их обсуждение с друзьями - одна из важнейших сторон человеческой жизни. Не приносите её в жертву работе. (Я такую жертву работе принёс и теперь об этом жалею). В начале зимы в Интеренете мне попалась страничка "10 книг зимы, которые нужно прочитать". Рекомендую прочесть эту страничку. Обратите внимание на ссылку "Выберите 100 главных книг для образованного человека" в конце статьи. Что из них вы прочли?


рис. Ноутбук

Внимание!
Электронные учебники хуже запоминаются

На моём сайте вы найдёте много ссылок на электронные копии самых различных учебников. Увы, это необходимость, т.к. книги дороги, а на степендию аспиранта пока нельзя даже просто нормально питаться. Однако насколько эффективно такие учебники выполняют свою главную функцию? Результаты исследований американских психологов показали... Читать далее...

 

Система Orphus

 

Это не генетика.
Но знать нужно.

водка

 

Счётчик посещений RevolverMaps удалён из-за некорректной работы