ХОТИТЕ ПОСТУПИТЬ В АСПИРАНТУРУ?   СТАТЬ СОИСКАТЕЛЕМ?

д.б.н., проф. В.И.Крюков

Если вы планируете поступление в аспирантуру по одной из двух специальностей
06.02.07 - Разведение, селекция, генетика и воспроизводство сельскохозяйственных животных,
03.02.08 - Экология (в биологии)
то, возможно, вас заинтересуют темы исследований, предлагаемые лабораторией генетики ИНИИЦ ОрёлГАУ, указанные ниже. Выбрав одну из этих тем, вы, фактически, выбираете меня своим научным руководителем. Но, перед просмотром этих тем вам следует...

Принять решение...

Сейчас вам нужно принять решение о том, стоит ли читать дальше или, не тратя время, перейти на другое место Интернет-огорода и начать «копать информацию» в другом его сайте.  Чтобы принять верное решение, прочтите информацию, опубликованную на соответствующих сайтах, например, здесь, здесь и здесь. Затем прочтите это.

Прочли? Если вы не отнесли себя к тем категориям лиц, которым я рекомендовал какой-то весёленький сайтик, и приняли мужественное решение продолжить знакомство с возможностями аспирантуры в лаборатории экологической генетики, то будет целесообразно прочесть "Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г.). В пунктах 36-42 раздела VI. Аспирантура этого документа разъясняются условия и правила поступления в аспирантуру.

Выбор темы исследований

Ниже в самом общем виде приведены формулировки направлений исследований, которые либо выполняются, либо могут быть выполнены в лаборатории генетики ИНИИЦ ОрёлГАУ.  Круг предлагаемых тем исследований  ограничен следующими факторами:
– профилем ВУЗа;
– специализацией имеющегося в ОрёлГАУ диссертационного совета, в котором вам предстоит защищать диссертацию;
– тематикой финансируемых Минсельхозом исследований;
– материальной (приборной) базой лаборатории;
– возможностями обеспечить исследования необходимыми расходными материалами.

При желании кандидат в аспирантуру может выбрать другую, в том числе фундаментальную (теоретическую) тему исследований, но тогда он должен быть готов защищать её в диссертационном совете академического НИИ или «классического» университета.

В списке не приведено много интереснейших тем, которые для своего выполнения требуют большого числа дорогостоящих реактивов (например, темы исследований популяционного полиморфизма генов, кодирующих изоферменты животных). Объясняется это тем, что выполнение аспирантской НИР должно зависеть только от работоспособности аспиранта и качества научного руководства этим исследованием. Если же диссертационные исследования будут поставлены в зависимость от  наличия в университетской бухгалтерии денег на необходимые диссертанту дорогостоящие реактивы, то, скорее всего, в три аспирантских года потенциальный диссертант не уложится.

Приведённый список предлагаемых тем не является окончательным. Он будет дополняться.

Тема диссертационных исследований для каждого аспиранта конкретизируется в соответствии с его научными интересами и имеющейся экспериментальной базой для выполнения исследований. Вполне допустимы темы, предложенные самим кандидатом в аспирантуру (или соискателем), если эти темы находятся в области моей компетенции. Если же ваши научные интересы лежат за пределами генетики и экологии, обращайтесь в ОрёлГАУ: в университете открыты аспирантуры ещё, как минимум, по 20 специальностям.

В связи с обсуждением  проектов ряда ветеринарных законодательных актов, специалисты спорят о смысле терминов  «продуктивные», «непродуктивные», «сельскохозяйственные», «домашние», «служебные», «комнатные» животные. Не вдаваясь в эту дискуссию, и в ожидании её итогов, на этой странице «сельскохозяйственными» животными названы животные, разводимые  для получения какой-либо хозяйственной продукции, «домашними» – животные, разводимые для всех других целей.

 

Темы диссертационных исследований по генетике сельскохозяйственных животных

Анализ распространения и частот встречаемости робертсоновских транслокаций и других наследуемых аномалий хромосом у КРС Орловской области

Хромосомная нестабильность у КРС, выращенного в районах Орловской области с различной степенью химического и радиационного загрязнения природной среды.

Хромосомная нестабильность у свиней, выращиваемых в Орловской области.

Анализ распространения рецессивных летальных мутаций (BLAD; гена фактора FXI; CVM и др.) у КРС Орловской области с использованием методов ДНК-диагностики.

Анализ популяционного полиморфизма КРС по генам, кодирующим хозяйственно ценные признаки (ген κ-казеина; ген PIT-1 (гипофизарный фактор транскрипции), ген DGAT1, кодирующий диацилглицерол-О-ацилтрансферазу; ген SCD1, детерминирующий конверсию насыщенных жирных кислот в ненасыщенные; ген β-лактоглобулина и др.).

Селекция КРС на устойчивость к лейкозу (с использованием ДНК-диагностики вирусоносителей)

Селекция КРС на устойчивость к туберкулёзу (с использованием ДНК-диагностики возбудителей - Мycobacterium bovis и др.).

Изучение полиморфизма гена RYR1 (рианодин рецепторного белка) у свиней с целью их селекции на устойчивость к стрессу.

Использование в селекции генов-маркеров продуктивности свиней, выявляемых методами ДНК-диагностики. Исследуемыми генами могут быть: FSHB – ген b-субъединицы фолликуло-стимулирующего гормона; FSHR – ген рецептора фолликулостимулирующего гормона; NCOA1 – ген коактиватора ядерных рецепторов, стимулирующий активность ESR и тем самым влияющий на многоплодие; EPOR – ген эритропоэтинового рецептора, связанного с размером гнезда и др.

Использование в селекции генов-маркеров мясной продуктивности свиней. Исследуемыми генами могут быть: PRKAG3 – ген гамма-субъединицы протеин-киназы А, влияющей на отложение гликогена в мышцах; PIT1 – ген гипофизарного транскрипционного фактора-1, оказывающего влияние на массу новорождённых и темпы роста поросят; IGF2 – ген инсулиноподобного фактора роста-2 и др.

Использование в селекции генов-маркеров устойчивости свиней к диарее. Такими генами могут быть: ECR F18 / FUT1 – ген рецептора E. coli F18 / фукозилтрансферазы, обусловливающего чувствительность к послеотъемной диарее, вызываемой E. coli с типом фимбрий F18, MUC4 – ген муцина 4, обусловливающего устойчивость к E. coli K88, вызывающей диарею поросят в возрасте 5-7 дней после рождения и др.

Темы диссертационных исследований по генетике домашних животных

Хромосомный полиморфизм в популяциях домашней кошки  г. Орла и Орловской области.

ДНК-анализ распространения рецессивных летальных мутаций у домашних кошек.

Хромосомный полиморфизм в популяциях собак г. Орла и Орловской области.

ДНК-анализ распространения рецессивных летальных мутаций в популяции домашних собак.

Темы диссертационных исследований по мутагенезу

Влияние сочетанного воздействия низкочастотных электромагнитных полей и солей тяжёлых металлов на частоту микроядер у рыб.

Влияние слабых электромагнитных полей промышленной частоты на овогенез, сперматогенез и плодовитость млекопитающих (на примере лабораторных мышей)

Влияние слабых низкочастотных электромагнитных полей на частоту хромосомных аберраций у млекопитающих (на примере лабораторных мышей).

Влияние слабых электромагнитных полей промышленной частоты на частоту микроядер в соматических и генеративных клетках кур.

Влияние хронического воздействия низких концентраций тяжёлых металлов на плодовитость лабораторных мышей (исследуемые тяжёлые металлы: Pb, Cd, Hg, Cr, Ni, Co, Zn, Cu, Sn)

Влияние хронического воздействия низких концентраций тяжёлых металлов на частоту аберраций хромосом у лабораторных мышей. (исследуемые тяжёлые металлы: Pb, Cd, Hg, Cr, Ni, Co, Zn, Cu, Sn)

Влияние сочетанного воздействия низкочастотных электромагнитных полей и солей тяжёлых металлов на частоту хромосомных нарушений у лабораторных мышей

Влияние сочетанного воздействия низкочастотных электромагнитных полей и солей тяжёлых металлов на овогенез, сперматогенез и плодовитость лабораторных мышей.

Влияние сочетанного воздействия низкочастотных электромагнитных полей и солей тяжёлых металлов на частоту генных мутаций у лабораторных мышей.

Изменение экспрессии генов, участвующих в регуляции основного обмена веществ в различных тканях млекопитающих после низкочастотного электромагнитного воздействия.

Изменение экспрессии генов, участвующих в регуляции основного обмена веществ в различных тканях кур после воздействия электромагнитного поля промышленной частоты.

Темы диссертационных исследований по генетическому мониторингу загрязнения окружающей среды

Анализ генотоксичности почв Орловской области с помощью эмбрион-теста резуховидки Arabidopsis thaliana

Частота микроядер у рыб, обитающих в водоёмах Орловской области с различными уровнями химического загрязнения.

Частота микроядер и аберраций хромосом у амфибий, обитающих в районах с различными уровнями антропогенного загрязнения.

Частота микроядер в клетках соматических и генеративных тканей птиц, обитающих в районах с различными уровнями антропогенного загрязнения.

Частота микроядер и аберраций хромосом у грызунов, обитающих в районах с различными уровнями антропогенного загрязнения.

 

Как уже было отмечено выше, вполне допустимы темы, предложенные самим кандидатом в аспирантуру (или соискателем), при условии, что эти темы находятся в области моей компетенции.

 

РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО. ТЕМА ВЫБРАНА. ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Звоните. Договоривайтесь о встрече. Приходите. Будем беседовать. И если вы убедите меня в том, что вы действительно хотите выполнить цикл исследований и, главное, – защитить диссертацию, то дальше вам предстоит написать заявление на имя ректора университета, сдать все необходимые документы и выдержать вступительные экзамены. Их три: иностранный язык, философия, специальность. Поскольку эти же три экзамена сдают аспиранты в качестве кандидатского минимума, вы можете готовиться к вступительным экзаменам в аспирантуру по тем же самым учебникам. Просто при поступлении в аспирантуру экзаменаторы будут чуть более лояльны к вам, чем при сдаче кандидатских экзаменов. Все необходимые материалы для подготовки к экзаменам по этим дисциплинам приведены прямо здесь, на этом сайте.

Предупреждение ...поэтому отнеситесь с пониманием к недоработкам, пожалуйста...

 

 

СТУДЕНТАМ

рис. Студенты


Для успешного изучения генетики необходимо иметь хорошую теоретическую подготовку по нескольким смежным дисциплинам: органической и биологической химии, цитологии, эмбриологии, популяционной биологи, теории эволюции. Студенты-биологи изучают генетику на 3-ем курсе, когда большая часть из указанных дисциплин уже пройдена. Труднее будет изучать генетику студентам-зоотехникам, поскольку они приступают к изучению генетики на втором курсе. Ну и совсем в незавидном положении находятся студенты-ветеринары, т.к. им в ОрёлГАУ программа предписывает изучать генетику на первом курсе... И, тем не менее, открываем учебник и приступаем к изучению генетики!

АСПИРАНТАМ

рис. Аспирант


Вы уже выбрали тему исследований и, сдав все экзамены, поступили в аспирантуру, но не знаете с чего начать? Здесь вы найдёте рекомендации того, что и как делать дальше для подготовки своего исследования к диссертационной защите. Далее

asp-spb.png

 

Система Orphus

 

Это не генетика.
Но знать нужно.

 

Счётчик посещений RevolverMaps удалён из-за некорректной работы